Home Архитектура Императоры-ктиторы
3
2
1
  • Строительство этой церкви было начато в 527 году по приказу Императора Юстиниана. Церковь Святых Сергия и Вакха в Стамбуле является своего рода экспериментом в ранней Византийской архитектуре, с большим центральным куполом, поддержанным восьмиугольной основой.

    Подробнее...

  • Самый старый памятник в Салониках, Ротонда (также известная как Agios Georgios) является массивным круглым зданием, которое было первым римским мавзолеем, затем христианской церковью, затем мечетью. Ее интерьер украшен ранними христианскими мозаиками; а снаружи находится единственный

     

    Подробнее...

  • Расположенная в пределах Палаццо деи Норманни (Дворец Норманнов), Капелла Палантина (Дворцовая Часовня) является самым прекрасным примером арабо-норманнского искусства в Палермо. Построенная Роджером II с 1130 года до 1140 года, часовня украшена экстраординарными Норманно-византийскими мозаиками. Вместе с дворцом часовня представляет собой самые значимые достопримечательности Палермо

    Подробнее...

Императоры-ктиторы PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
30.06.2011 11:15

Ситуация значительно отличается в средне- и поздневизантийский период: строители имеют существенно более низкий статус. В «Диалоге между Богатым и Бедным» Алексея Макремволита (между 1342 и 1344 гг.) строители названы среди бедных.

В экфразисах средне- и поздневизантийского периода конструкция здания растворена в деталях и украшениях. Подобным же образом растворяется в них и фигура самого строителя. В большинстве документов они остаются неназванными и неупомянутыми, а все их заслуги относят на счет основателя-ктитора. "Но так было во все времена: до сих пор принято говорить, что Святую Софию построил Юстиниан, а Версаль — Людовик XIV, хотя историкам в точности известны имена их архитекторов, пользовавшихся в свое время широкой известностью. И Людовик, и Юстиниан ясно понимали программу строительства, его символический замысел; оба правителя интересовались ходом работ — и, возможно, были лично вовлечены в него. Но ни один из них не был архитектором.

Писатель XI в. Михаил Пселл, приводил примеры щедрого покровительства с тем, чтобы подчеркнуть слабость или расточительство императоров-ктиторов. Он следовал формуле, принятой еще в эпоху господства Рима. Его описание сооружений Константина IX Мономаха в Манганах: «Рассказывая о свойственных царю крайностях, я подошел к главному пункту обвинений — я имею в виду сооружение храма великомученику Георгию» — кажется, звучит эхом Светония, описавшего «Золотой дом» императора Нерона: «Его расточительство проявилось в наибольшей степени в его архитектурных проектах». Согласно текстам, оба здания были украшены золотом и окружены роскошными садами.