Home Архитектура Путь развития византийского храма
3
2
1
  • Строительство этой церкви было начато в 527 году по приказу Императора Юстиниана. Церковь Святых Сергия и Вакха в Стамбуле является своего рода экспериментом в ранней Византийской архитектуре, с большим центральным куполом, поддержанным восьмиугольной основой.

    Подробнее...

  • Самый старый памятник в Салониках, Ротонда (также известная как Agios Georgios) является массивным круглым зданием, которое было первым римским мавзолеем, затем христианской церковью, затем мечетью. Ее интерьер украшен ранними христианскими мозаиками; а снаружи находится единственный

     

    Подробнее...

  • Расположенная в пределах Палаццо деи Норманни (Дворец Норманнов), Капелла Палантина (Дворцовая Часовня) является самым прекрасным примером арабо-норманнского искусства в Палермо. Построенная Роджером II с 1130 года до 1140 года, часовня украшена экстраординарными Норманно-византийскими мозаиками. Вместе с дворцом часовня представляет собой самые значимые достопримечательности Палермо

    Подробнее...

Путь развития византийского храма PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
14.05.2012 19:48

Эпоха иконоборчества в Византии прошла, унеся с собой многотысячные жертвы как людей, так и уникальнейших исторических памятников, о которых мы знаем теперь только лишь по уцелевшим записям очевидцев. Теперь христиане могли без опаски выйти на свет из катакомб, где они прятались несколько столетий. И первоочередным вопросом для них стало то, что не было места, где они могли бы собираться для проведения служб и таинств. К тому типу храма, к которому мы привыкли - крестово-купольному - нужно было еще духовно дойти.

И поэтому изначально у византийских христиан был распространен такой тип, как базилика. Да, они позаимствовали его у язычников, но наполнили его совершенно иным смыслом. Решающую роль сыграла протяженность базилики, как бы символизируя движение навстречу Богу.

Наполняя смыслом храм, христиане пристроили к базилике два поперечных нефа, и здание в плане приобрело форму креста, еще больше олицетворяя основную идею. Внутри храма, в самом перекрестии устанавливались 4 колонны, на которые опирался барабан с куполом. Купол - тоже изобретение языческой культуры, но отличие от христианского купола было существенное. В языческом куполе наверху было отверстие, в византийском - нет. Купол в христианстве - это символ неба, символ объединения всех собравшихся, место невидимого обитания Бога.

Перед самым зданием храма появились два помещения. Первое - нартекс, предназначенный для людей, которые еще не крещенные. Затем шел баптистерий, где стояла купель для крещения. Таким образом, даже в строении храма прослеживался путь движения к Господу - от некрещенного к крещению, от мрака к свету.

Вот такой путь становления прошел христианский храм, прежде чем стать крестово-купольным, приобретая все новый смысл и пропитываясь духовной атмосферой неосязаемого присутствия Господа.